10:53 19.02.2019БЛОКНОТ МИССИОНЕРАВ явлении духа и силы
Как проповедовать Евангелие сегодня? Можно ли говорить о Христе на современном языке? Возможно ли быть православным и современным одновременно?
Если понимать современность как понятность выражений, то, безусловно, можно. Если предполагать, что современность подразумевает новизну форм, — то в известной мере. Если же думать о современности как о единодушии с миром, который «во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), то — категорически «нет».
Впрочем, Православие, хотя и имеет выраженное культурообразующее влияние, нельзя назвать принадлежащим к отдельной национально-культурной традиции. И потому, когда говорим о Православии и современности, возникает проблема их соотношения. Очевидно следует говорить не о «творческой переработке» и не о погружении в культуру современности. Вернее сказать о преображающем влиянии Православия на культуру. «Вы — соль земли. Вы — свет мира» (Мф. 5, 13-14), — говорит Христос ученикам. Предохранение от порчи и просвещение — такова миссия Православия в рамках его отношений с современной культурой.
Потому дискуссии на тему, может ли быть православный рок или православные боевые искусства и тому подобное, не имеют глубоких оснований. Православие, преображая все, что-то отвергает в зародыше, как вполне противное Христу, а что-то совершенствует в Господе.
Множество сил мы тратим на борьбу с иноземными проповедниками, еретиками и раскольниками всех мастей. В азарте забываем порой, что свидетельство Церкви состоит вовсе не в обличении заблуждающихся, но, в первую очередь, в проповеди Христа Распятого и Воскресшего. Да, и обличение полезно, но если не будет позитива — обличение тщетно. Сколько ни складывай минусы — плюса не получится.
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19) — величественное повеление Господа, данное Его ученикам. Но вспомним и ещё об одном: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16), — эти слова Христа являют нам вторую грань миссии Церкви в современном мире.
Об этом никогда не следует забывать. Ведь святость всегда была лучшим способом проповеди. Вспомним, как часто молчаливая проповедь святых, их жизнь звала ко Христу лучше, чем громогласная проповедь. И мы, заботясь об одностороннем развитии образования, можем уподобиться протестантам, которые предлагают слушателю рационалистические выкладки, вполне подходящие по форме и содержанию, но напрочь лишённые Духа.
Вспомним проповеди праведного Иоанна Кронштадтского — как они просты и безыскусны! И, если бы не срастворённая им благодать Духа, личная святость праведного, — вряд ли они имели бы такой эффект.
Задумайтесь о духовничестве Оптинских старцев — как всё просто (по меркам нынешнего мира), даже порой слишком просто, — а вот влияние на души огромно. Почему? Да потому же!
«Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3, 6). И воспитанник, рождённый плотским воспитателем, будет во многом ущербным: или профессиональным фарисеем-обрядовером, или полупротестантом, или кем-то ещё, но обязательно плотским. Православие же духовно от начала до конца. И только духовный миссионер-воспитатель сможет воспитать одухотворённого ученика — достойного христианина и гражданина страны.
Не следует противопоставлять праведность и образованность, святость и грамотность. Нужно только обязательно помнить слова апостола Павла: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша (утверждалась) не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5), — это несомненная истина. Не все достигнут меры святых древности. И невозможно «выделать» святость, «создать», «воспитать» её. Но способствовать благочестию (и не внешнему только, а внутреннему, истинному) — вполне реально. Как реально благожелательное отношение к пресвитерам и мирянам, живущим благочестно — взамен подозрительного, часто наблюдаемого сейчас.
И, разумеется, каждый из нас, призванных нести Благую Весть, проповедовать Евангелие Царства, должен обратить все силы души на внутреннее сосредоточенное Делание. Тогда можно надеяться на некий успех, по словам преподобного и богоносного отца нашего Серафима: «Спасайся сам, и тысячи спасутся вокруг тебя».