21:57 16.02.2018Под державным покровомВиктор Саулкин
Произнося имена икон Пресвятой Богородицы — Владимирская, Казанская, Донская, Смоленская, — мы вспоминаем, как во дни, когда, казалось, Россию уже ничто не спасет и само племя русское может исчезнуть, весь народ, от мала до велика, едиными устами и единым сердцем взывал перед этими святынями к Заступнице Усердной рода христианского и необоримый Омофор Царицы Небесной спасал Россию.
В недавнее время был явлен еще один чудотворный образ Матери Божией, при упоминании которого в самые тяжелые дни особый свет надежды озаряет душу и отступает отчаяние. Это икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Державной».
1917 год — начало второй, после 1612 года, и еще более страшной смуты. Наступило время, предрекая которое преподобный Серафим Саровский говорил: «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произой дет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатств добрых людей, реки крови русской прольются…»
Священные для русского слова «За веру, царя и отечество» теряли для многих смысл. Отступили от веры — не нужен стал царь, страшные беды грозили Отечеству. 2 марта 1917 года Царь-мученик Николай Александрович подписал отречение от престола.
И вот, в это страшное, тревожное время православные русские люди услышали утешительную весть: в селе Коломенском явлена икона Пресвятой Богородицы. Царица Небесная изображена как Царица земная на престоле, со скипетром и державой в руках. Отныне в России не будет законной земной власти. Сама Царица Небесная берет скипетр и державу Российскую в Свои Пречистые руки. Вскоре узнали и о том, как была явлена икона.
12 февраля 1917 года в Москве, как всегда, совершали празднование в честь особо почитаемой в Первопрестольной «Иверской» иконы Матери Божией. Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем зайти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Царицы Небесной. Перед «Иверской» иконой часто молился и Царь-мученик.
И наверное, в это скорбное время с особым упованием молилась православная Москва «Благой Вратарнице». А 13 февраля благочестивая пожилая крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в Перерве, под Москвой, услышала явственно во сне необыкновенный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Потрясенная сновидением, женщина стала усиленно молиться, обращаясь ко Господу с просьбой открыть смысл таинственных слов. 26 февраля увидела во сне необыкновенную, устремленную ввысь белую церковь. В церкви на троне восседает Величественная Жена, в Которой Евдокия, и не видя Ее святого Лика, сердцем признает и чувствует Царицу Небесную.
А вскоре Евдокия удостаивается во сне третьего видения — она видит икону. Видение было смутное, деталей иконы после пробуждения вспомнить не могла, но общее впечатление особого царственного величия изображенной на иконе Богоматери осталось в сознании. После этого, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, Евдокия отправилась в село Коломенское. Увидев знаменитый Вознесенский храм, она тотчас же узнала в нем необычную белую церковь, увиденную во сне. Настоятель храма отец Николай Лихачев не сразу поверил Евдокии и даже, по его словам, склонен был сначала осудить ее за доверие к снам. Но спокойствие скромной и благочестивой женщины, троекратность повторения сновидения, а также слова о том, что икона «большая, черная» и находится среди рухляди в церкви села Коломенского, убедили священника. Открыв Вознесенскую церковь, он показал Андриановой все иконы, находящиеся в храме. Но ни в одной из них Евдокия не узнала таинственный образ. Отец Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах. И наконец в церковном подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона, на которой в первый момент ничего нельзя было разобрать. Но когда икону стали промывать от многолетней пыли и копоти, на доске появились лики Царицы Небесной и Богомладенца.
Матерь Божия в багряных царских ризах, с короной на голове восседала на троне. В руках Пречистой были скипетр и держава. На коленях Царицы Небесной находился благословляющий Богомладенец Иисус.
Тут же перед обретенным образом Матери Божией отец Николай совершил благодарственный молебен. И впервые в этот день, 2 марта, перед «Державною» иконою звучали слова о «страждущем Отечестве нашем».
Впоследствии установили, что икона попала в Коломенское в 1812 году из Вознесенского монастыря Московского Кремля. При эвакуации монастыря икону отвезли на храпение в Коломенское, но затем забыли о ней. Весть о том, что в день отречения Государя Матерь Божия чудесно явила Свой образ, разнеслась быстро, и вскоре благочестивые русские люди стали стекаться в Коломенское.
Дали знать об обретении иконы и святителю Тихону, тогда еще митрополиту Московскому. Святитель Тихон сам приехал прославить явление этой иконы. Будучи Патриархом, он благословил составить акафист образу, причем взять частицы из каждого акафиста иконам Богородицы, явленным в России, и назвать новый акафист «Акафист акафистов». И когда читали в храмах этот дивный акафист и канон чудотворному образу, вся церковь как один человек падала на колени. По молитвам перед «Державной» иконой Матерь Божия даровала множество исцелений от телесных и душевных недугов. Чудотворная икона пребывала в Коломенском лишь в воскресные и праздничные дни. Остальное время образ непрерывно приглашали для посещения святых обителей и храмов, фабрик и заводов. Вот как описывает свою встречу с этим чудотворным образом профессор И.М. Андреев: «При входе в храм я сразу же заметил направо около клироса большую (мне показалось, даже огромную), узкую темную икону. Царица Небесная была изображена как Царица Земная, восседающая на царском троне, в темно-красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. Необычно для Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами».
Через несколько дней Андрееву удалось вновь побывать в Коломенском, и он был потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, и особенно бросалась в глаза царская красная, как бы пропитанная кровью, порфира.
«Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея православно-самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны, — пишет Андреев. — Потому строг и суров и скорбен взгляд Ее дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и материнской любви, потому и пропитана мученической русской кровью Ее царская порфира и алмазные слезы русских невинных мучеников украшают Ее корону».
После прославления «Державной» иконы Евдокия Андрианова собирала деньги на ризу к чудотворному образу. Собрав, решила помолиться в Дивеевском монастыре и попросить благословения на возложение ризы. Но в Дивееве Евдокия вновь удостоилась явления Божией Матери. Царица Небесная велела вернуть собранные ею деньги: сейчас не время возлагать на Ее икону ризу, так как скоро в России будут снимать ризы со всех икон, после же испытаний риза сама к Ней придет.
Через несколько лет по всей России списки «Державной» иконы были изъяты из церквей, расстреляны составители службы и канона, а тысячи людей, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Пресвятой Богородицы, брошены в тюрьмы. Те, кто мечтал стереть с лица земли православную Русь и уничтожить Церковь, испытывали особую ненависть к почитающим Царя-мученика и исповедующим, что власть в России принадлежит, несмотря на все гонения и временное торжество зла, все же Царице Небесной.
Среди верующих передавали слова, сказанные Богородицей Евдокии Андриановой: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки. А с иконою Державною посылаю Свою особую благодать и силу. Копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях. Но кто во время испытаний будет с верою молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем».
Протоиерей Сергий Булгаков писал о том, как близкий ему человек с величайшим волнением и умилением рассказывал, что во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери в глубине души его вдруг совершенно явственно прозвучало: «Россия спасена». Как, почему? Он не знает.
И далее пишет отец Сергий, что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, «ибо Россия спасена Богородничною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».
И вот рухнула богоборческая власть, закончились 70 лет нашего вавилонского пленения. В июле 1990 года, вскоре после 72-й годовщины со дня смерти Царственных мучеников, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, «Державную» икону, чудесно сохранившуюся в Государственном Историческом музее, перевезли в Коломенское, в храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Многим после этого представлялось, что Россия немедленно возродится. «Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? — говорил в свое время святитель Тихон. — Из Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверие жителей…»
Достойна ли современная Россия чуда, если до сих пор не омыт слезами и даже не осмыслен до конца многими грех цареубийства, тяготеющий над нашим народом?
Россия вновь вступила в смутное время. Мы переживаем нашествие темных сил, пожалуй, не менее страшных, чем прежний союз воинствующих безбожников. Вновь удар нацелен в самую сердцевину русской души. Цепи гордыни, жестокосердия, сребролюбия и блуда сковывают все больше русских людей. Кажется, еще немного, и будет окончательно завершено разграбление, уничтожение России. Кажется, все определено и рассчитано, ибо взят в 1917 году «от среды удерживающий» — убит православный Царь, и «тайна беззакония» входит теперь в полную силу.
Но вспомним слова, явственно проникающие в сердце по молитвам у «Державной» иконы, — «Россия спасена…» Вспомним, что Россию ведет ко спасению Сама Царица Небесная, посылающая нам столько дивных знамений через Свои святые иконы. Но водительство Ее особое. Наша жизнь полностью зависит от нашего благочестия, от стремления исполнять волю Божию.
Исполним — Русь обязательно воскреснет, возродится и как православное царство, по пророчествам многих наших святых. В феврале 1917 года старец оптинский Анатолий предрек: «Явлено будет великое чудо Божие, и все щепки и обломки волею Божией и силою Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль (Россия) в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным». Так будет!