Четверг, 12 декабря
Shadow

Что делать с болью?

17:07 02.11.2017ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬЧто делать с болью?Константин Зорин

Физическая и душевная (вернее, духовная, внутренняя) боль знакома всем. Она воспринимается как тяжесть, наказание, несправедливость, зло. Вместе с тем это и крайне мощное средство заставить нас позаботиться о себе. Мы не дожили бы до сегодняшнего дня, если бы не испытывали боли. Без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления… А значит, первая серьёзная болезнь свела бы нас в могилу. Как это ни парадоксально, боль — вернейший помощник, который бережёт нашу жизнь, охраняет благополучие и обращает внимание на неисправность.

Известный православный психолог М.И. Хасьминский предлагает яркое сравнение. Допустим, человек имеет дорогую машину, оборудованную хорошей сигнализацией, и просыпается ночью, поскольку сирена воет на всю округу. Не выясняя причин, он начинает ругать сигнализацию. Ведь, по его мнению, виновата именно она. Не воры, а сигнализация! Конечно, мы сочтём такого водителя не особо умным (если не сказать жёстче).

Боль

Иная картина: человек сначала терпит боль, потом пьёт обезболивающие таблетки, несмотря на уговоры близких срочно пойти к врачу. А боль усиливается, состояние ухудшается, и благоприятное для лечения время уже потеряно.

Нередко мы сами не желаем видеть подлинные причины болевого синдрома. Мы мучаемся или подавляем неприятные ощущения: стараемся отвлечься, забыться и порой отчаиваемся. Но упорно отворачиваемся от стонов, которые вырываются из глубин нашего «я».

Попробуем разобраться сначала в истоках душевной боли. Иногда она столь велика, что от неё хотят освободиться даже ценой самоубийства. Эти люди напоминают тех, кто обвиняет сигнализацию, а не грабителя. Они считают, что душевную боль можно устранить, уничтожив тело. Так не тело же болит! Воспаление лёгких не вылечишь ампутацией руки! Это разные органы! Тело и душа — тоже разные, хотя и взаимозависимые части человека.

При телесной боли от нервных окончаний сигнал неблагополучия поступает в соответствующий участок головного мозга. Вот почему мы чувствуем боль. Откуда же и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Современная наука решительно и однозначно утверждает, что сознание, самосознание, свобода воли не локализованы в коре головного мозга и не сводятся к её функциям.

Отчего же болит душа, точнее, дух? Мы не рассматриваем сейчас тяжёлые психические заболевания вроде шизофрении и аутизма, имеющие множество различных причин. Как и тело, душа часто страдает оттого, что её повреждают или лишают питания. Пренебрежение высшими стремлениями личности как раз и порождает грех — источник болезней.

Грех — слово не модное. Люди, далёкие от Церкви, обычно видят в нём нарушение нравственных норм, соблюдение которых нужно Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности — «бери от жизни всё». На самом же деле грех есть преступление не только против закона Божия, но и против собственной души.

Вот происходит какаято трагедия, утрата. А нам и невдомёк, что нахлынувшая боль связана с нашими ошибками. При различных кризисах, стрессах и конфликтах боль вызвана нашей мстительностью, ненавистью, тщеславием, уязвлённым самолюбием и прочими греховными страстями. Разрыв с любимым переживался бы менее болезненно, если бы отношения не омрачались обидой и эгоизмом. Психическая травма от потери близкого человека усугубляется чувством одиночества, несправедливости, отчаянием, ропотом на Бога…

Итак, душевная боль сигнализирует о том, что душа не в порядке. Жизнь души не обеспечивается культурными мероприятиями (вроде посещения музейных выставок, цирковых аттракционов и эстрадных концертов) или образованием (например, чтением светских книг, научными трудами, просмотром познавательных телепередач).


Грех — слово не модное. Люди, далёкие от Церкви, обычно видят в нём на­ру­ше­ние нравс­твен­ных норм, соб­лю­де­ние которых нужно Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз сов­ре­мен­нос­ти — «бери от жизни всё».

Духовная жизнь основывается на богопознании и богообщении: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

K кому же обращаться за помощью, если душа ранена и изнемогает? K «бабкам» и знахарям? Это лжецелители, которые подсовывают суррогат вместо настоящего лекарства! K психологу? Психиатру? Психотерапевту? Да, имеет смысл, особенно если специалист православный и опытный. Но здесь возникает старинный библейский вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2, 7).

Посредством лекарств удаётся ослабить боль души, благодаря психотерапии — отвлечься от боли, научиться жить с ней, на время заглушить. Но, несмотря на колоссальные достижения, наука не в силах навсегда искоренить её глубинные причины.

Поскольку боль обусловлена нарушением потребностей души, значит, она врачуется правильным удовлетворением этих потребностей. Теперь возьмём практически канонизированные многими психологами списки человеческих потребностей: самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность, безопасность и т.д. Разве перечислено абсолютно всё, что нужно человеку? Даже если вы, согласно такому перечню, удовлетворены на 100%, это не гарантия счастья.

Главная потребность души — любовь. А она в списках не упоминается.

Некоторые светские издания и горепсихологи дают безответственные советы, которые лишь отягощают и запутывают страждущего человека. М.И. Хасьминский справедливо критикует подобные рекомендации и рецепты:

1. «Забудьте психотравму» (конкретного человека, стрессовую ситуацию, обиду, измену и т.д.). А как забыть? Психотравма постоянно «сверлит» мозг, вторгается в сознание навязчивыми мыслями, требует эмоционального ответа и одновременно истощает психологические ресурсы. Одного желания «забыться и заснуть» мало. Так легко боль не отступит и не отпустит.

2. «Поднимите свою самооценку». Речь идёт не о духовной, а именно о психологической самооценке. Предлагается настраивать себя «на позитив» и произносить комплименты: «Я — красивая, умная, успешная…» Каков же итог искусственного самовнушения? Самооценка необоснованно повышается, уровень притязаний растёт, но в реальности ничего не меняется. То есть планка поднялась, а прыгать выше человек не научился. И он ломает внутренний хребет, свой стержень.

Убедив себя в наличии мнимых достоинств, ещё труднее ответить на вопрос: «Если я такая замечательная, самая лучшая, то почему меня оскорбили? Почему не оценили? Почему немедленно не бросаются с извинениями и предложениями руки и сердца?» Получается большое несоответствие между уровнем амбиций и фактическим положением дел.

3. «Сделайте новую причёску, смените имидж, доставьте себе радость». На время это, действительно, ослабляет симптомы кризиса, поскольку психологическая самооценка возрастает. Но опять же: «Кто оценит мой новый образ? Мне же нужно, чтобы оценил не каждый встречный, а он, любимый, для кого я стараюсь!» А он всё равно не оценивает! Или, наоборот, ему не нравится.

4. «Развлекитесь, отвлекитесь». Безумный, неэффективный и, увы, часто встречающийся совет. Подругому он звучит так: «Временно уйди от реальности». Куда? В наркотики, алкоголь, азартные игры, виртуальный мир… А что потом? Ведь всё равно рано или поздно придётся возвращаться. Это сравнимо с похмельем. Придя в нормальное состояние, человек понимает, что попытка уйти от действительности тщетна, он проиграл.

На мой взгляд, усыпление совести происходит путём безжалостного искажения реальности. Подобно незадачливому персонажу басни И.А. Крылова, все мы любим «на зеркало пенять, коли рожа крива». Самооправданий великое множество: «Так сложились обстоятельства», «Меня так воспитали», «У меня не было иного выхода» и пр. Мы ухитряемся перечить даже самым священным устремлениям души.

Вывод прост: «косметический ремонт» приносит лишь временное облегчение. Как горько шутят сантехники, нужно менять не унитаз, а всю систему. Поэтому не раздувайте искусственно мыльный пузырь самоуважения — гордыню и тщеславие. Ищите реальное уважение людей. Это не сложно. Вокруг нас всегда есть обездоленные и нуждающиеся: старики, больные, многодетные семьи, сироты, заключённые, бездомные…

Помощь бывает разной: безвозмездной, молитвенной, словом и делом, работой в благотворительных организациях и фондах, посильной адресной материальной поддержкой конкретных проектов и людей. Например, пожертвуйте деньги, которые планировали использовать на себя; преодолейте своё «не могу» и сделайте то, чего раньше не хотели и не умели.

Но не обманывайтесь: отдать детскому дому старую, изношенную одежду или брезгливо подать мелочь нищему — это вовсе не те добрые дела, которыми движет любовь. Помните меткую русскую пословицу: «На тебе, убоже, что нам негоже». Не стоит также помогать другим из корыстных побуждений, выгадывая пользу для себя. Истинное добро творят ради самого добра, то есть ради Бога.

Если хотите быть здоровыми телесно, соблюдайте правила гигиены и санитарии. Мы же не едим что попало, не пьём из дорожных луж, моем посуду, одеваемся по погоде… А душевное здоровье требует духовной гигиены. Не допускайте в сознание и сердце мусор из Интернета, теле и радиоэфира, не верьте гороскопам, приметам и сплетням, не читайте жёлтую прессу и пошлые романы, сторонитесь сектантов… Если мы игнорируем подобные правила, то духовное здоровье под угрозой.


Если хотите быть здо­ро­вы­ми телесно, соб­лю­дай­те правила гигиены и са­ни­та­рии. Мы же не едим что попало, не пьём из до­рож­ных луж, моем посуду, оде­ва­ем­ся по погоде… А ду­шев­ное здо­ровье требует ду­хов­ной гигиены.

Исстари лечебницей души является Православная Церковь. Господь Бог врачует не за деньги, но бескорыстно, мудро и с любовью, просто и без упрёков. Он всегда протягивает руку помощи, но никому не навязывается и не уговаривает лечиться. У Него ничего нельзя купить. Уважая наш свободный выбор, сей Врач зовёт, а не тащит за Собой. Он рассчитывает на наше доверие и исполнение Его заповедей.

Самое важное для исцеления души — это примирение с Богом через веру и покаяние, осознание собственных грехов и ответственности за прожитое, а также стремление начать новую жизнь по воле Божией.

Универсальные нормы психогигиены и психопрофилактики сформулированы ещё в Библии: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил… Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру… В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны…» (Рим. 12, 3; 6–12).

Не случайно молитву сравнивают с дыханием и пищей души. Наука не смогла определить и измерить ту энергию, которая насыщает душу при молитве. Церковь именует это Божественной благодатью.

Молитва — самый быстрый путь исцеления не только душевной, но иногда и физической боли. Об этом свидетельствуют как древние, так и современные случаи целебной помощи угодников Божиих.

Настоятель греческого СвятоПреображенского монастыря Сагмата архимандрит Нектарий (Антонопулос) рассказывает, казалось бы, совершенно невероятную историю. В Афинах тяжело заболел мальчик. Местные врачи отказались его оперировать и отправили в один из лучших медицинских центров Германии. Больного сопровождал и отец Нектарий.

После сложнейшей многочасовой операции хирурги заявили:

— Непонятно, зачем вы привезли ребёнка в наш Центр, если у вас самих есть такой замечательный специалист!

— Какой специалист? — удивился отец Нектарий.

— Ну, тот, что подсказывал нам, давал ценные указания, руководил операцией. Профессионал высочайшего уровня! Можно сказать, что благодаря ему операция прошла блестяще.

— Странно, но никакого специалиста с нами не было. Вы чтото путаете…

— Ну как же?! Такой — в медицинском халате старого образца, сейчас уже таких нет, с седой бородой… Да он вот только что перед нами из операционной вышел. Как же вы его не заметили?..

Изумлённый отец Нектарий попросил показать медицинский журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии оперирующих хирургов, и последней была запись от руки порусски: «Архиепископ Лука».

Воистину, дивны дела Твои, Господи! Святитель Лука (ВойноЯсенецкий), причисленный Православной Церковью к лику святых, продолжает оперировать и ныне!

Мне известно это и из других источников. Вот что произошло с Алексеем. В 37 лет он внезапно заболел тяжёлой формой гайморита. После обследования диагноз уточнили: рак носовой полости с метастазами. Больного госпитализировали в онкологическое отделение.

Ещё до операции крёстная мать горячо молилась об исцелении Алексея перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица», а потом подошла к образу святителя Луки. Женщина обратилась к нему просто и искренне, как к живому доктору: «Если Господу угодно, сделай операцию сам. Я прошу, чтобы ты направлял руки хирурга».

Несмотря на техническую сложность, операция прошла удачно; по словам врачей, буквально на одном дыхании. Уже через три часа Алексей разговаривал и быстро пошёл на поправку.

Теперь второй случай, о котором мне тоже сообщили на консультации. В 29 лет у Нины сильно деформировались шейные позвонки и отнялись руки. Изза острой боли она не могла лежать. Вместе с родной тётей Нина просила помощи у святителя Луки. И — о чудо! — больная сразу внутренне успокоилась, исчезли страхи, тягостные сомнения в необходимости и успехе хирургического вмешательства.

Опытный врач, на счету которого были тысячи подобных изнурительных операций, в этот раз даже не устал. Компьютерная томография показала, что вставленные позвонки отлично прижились. На следующий день восстановились чувствительность и движения рук. А через десять дней Нину выписали домой. Хирург с огромным стажем впервые увидел столь блестящие результаты!

Приведу ещё интересный случай. У Татьяны произошло очередное обострение радикулита. 6 декабря 2010 года она, стиснув зубы, держась за спину и не разгибаясь от боли, брела на работу. В переходе метро Татьяна заинтересовалась названием моей книги «Когда гром грянул. Жить вопреки болезни», купила её и, сев в поезд, принялась читать.

«Очень тронули истории о том, — делилась впечатлениями пациентка, — как немощные люди преодолевали, казалось бы, невозможные трудности: прыгали с парашютом, завоёвывали призы на соревнованиях. Читая притчи в приложении, я даже расплакалась и сказала себе: “Ну, подумаешь, сколиоз второй степени и обычный приступ радикулита! Я ведь не инвалид, не слепая, не глухая. По сравнению с настоящим горем моя проблема — чепуха!” И мне захотелось стать лучше, добрее, отзывчивее; как говорил великий врач Фёдор Петрович Гааз, “спешить делать добро”. Книга вселила оптимизм. Я увидела конкретные пути и плоды духовнопсихологической реабилитации людей.

В другое время я с такими острыми болями ни за что бы не пошла в храм на богослужение. Но тогда я поняла, что себя надо преодолеть: сила Божия в нашей немощи совершается. Захотелось устроить себе праздник в честь любимой святой — великомученицы Екатерины. Служба пролетела почти мгновенно. Все пели акафист, и я со слезами молилась святой об исцелении.

Потом я пошла домой и продолжила чтение книги. На следующий день — снова на работу (опять же не разгибаясь, стиснув зубы от боли). Но ровно через сутки после всенощной свершилось чудо. В магазине я купила продукты и, ковыляя, медленно понесла тяжёлые сумки домой. Подошла к двери подъезда, поставила сумки, разогнулась, и сильная боль мгновенно ушла.

За двадцать пять лет моей болезни я не припомню, чтобы приступ закончился столь быстро. Если бы я не читала вашу книгу и поленилась пойти в храм, то, наверное, недели две мне кололи бы обезболивающие, я бы растиралась разными мазями, делала самомассаж и ходила на физиотерапию. Как правило, каждый приступ выбивал меня из активной жизни на полмесяца.

Слава Тебе, Господи, за Твою милость! Великомученица Екатерина, моли Бога о нас!» — закончила рассказ Татьяна.

Неужели всё это просто совпадение?! Разве при таких благодатных скорых заступниках у нас есть повод унывать и отчаиваться от душевной или телесной боли?

Покаяние и исправление греховного образа жизни, несомненно, способствуют излечению. Однако не каждый желающий выздоравливает. Вопервых, это не всегда угодно Богу, а вовторых, наши вера и усердие зачастую слабы. Кому из нас Господь скажет слова, обращённые к женщине, страдавшей кровотечением: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5, 34)?

Утешая христиан, апостол Павел пишет, что Святой «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 26–28).

Когда духовные чада афонского старца Порфирия Кавсокаливита стали взывать к Богу об исцелении подвижника, он ответил: «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо».

Прислушаемся и к мудрым изречениям древнегреческих мыслителей. «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос», — утверждал философ Плутарх. А историк Геродот указывал: «Твоё здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Не лечи болезнь — лечи свою жизнь, живи по законам природы и разума».

Кто с этим поспорит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *